|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | [[Искусственный Интеллект, лекция от 20 ноября|Предыдущая лекция]] | [[Искусственный Интеллект, лекция от 04 декабря|Следующая лекция]]
| + | == From Ebaums Inc to MurkLoar. == |
- | | + | We at EbaumsWorld consider you as disgrace of human race. |
- | Последняя тема.
| + | Your faggotry level exceeded any imaginable levels, and therefore we have to inform you that your pitiful resourse should be annihilated. |
- | | + | Dig yourself a grave - you will need it. |
- | Лектор расскажет, как будет выглядеть вариант коллка/экзамена
| + | |
- | | + | |
- | == Общение человека и ИИ == | + | |
- | Пастушонку Пете трудно жить на свете,
| + | |
- | ...
| + | |
- | Сказка о пастушонке Пете, его коммиссарстваСергей Есенин
| + | |
- | | + | |
- | ИИ и естественный язык.
| + | |
- | | + | |
- | Рабочие определения:
| + | |
- | | + | |
- | Человек в процессе своей деятельности постоянно вступает в ситуации общения, ему призодиться общаться с другими людьми, ему призодиться исп. знаковую систему социального уровня, естественный язык (ЕЯ), например, русский, испанский... Очевидно, что при использовании языка часто человек хочет передать своему собеседнику какую-то информацию, можно считать, что с сообщением связывается сожержание, которое мы будем называть смыслом сообщения. Процесс восприятия сообщения назовём пониманием. Смысл может быть разным, например «Не могли бы Вы передать соль?» --- «Мог бы». То есть смысл не в узнавании возможности, а в просьбе. Такой смысл понять не всегда легко, потому что с сообщением связана различная информация, и догадаться, что является смыслом, не так легко.
| + | |
- | | + | |
- | Пример из Алисы: «этого просто не вынести» Алиса: «а что вам нужно вынести?» Комментарий: «Алиса была вежливой девочкой...»
| + | |
- | | + | |
- | Если понимать как есть сообщения вместе со словами-паразитами, то смысл тоже искажается.
| + | |
- | | + | |
- | Как связаны ест. интеллект и язык?
| + | |
- | | + | |
- | В одной из первых работ по ИИ было моделирование процессов работы с компьютером человеческим языком. В то же время появились первые системы машинного перевода. Там тоже выявились какие-то трудности, например, проблемы с переводом идиоматических выражений. Сразу стало ясно, что нужно иметь большой словарь фразем.
| + | |
- | | + | |
- | Наряду с системами, которые моделировали способность человека сочинять музыку и стихи, это не предполаало содержательную работу с текстом. В то же время кто-то из первопроходцев ИИ высказал идею-гипотезу, которая звучала так: «ест. язык играет сущ. роль в человеческом мышлении, то нужно изучать работу с языком»
| + | |
- | | + | |
- | Появился класс компьютерных систем, которые моделировали поддерживание разумного диалога. Одна из первых систем: ELIZA (DOCTOR). Есть терминаол, пользователь набирает какой-то текст, и хотелось, чтобы система могла удовлетворить тесту Тьюринга. На самом деле система была построена необыкновенно просто: сообщение разбито на 1---2---3 кусочка, и такому сообщению сопоставлчяетсч ответ, генерируемый по ряду правил: например, I заменяет на you.
| + | |
- | | + | |
- | Пример:
| + | |
- | Do you uderstand Russian?
| + | |
- | .... uderstand Russian?
| + | |
- | | + | |
- | Это ответ на предложение на вопрос, начинающийся с Do you, дальше глагол и дополнение.
| + | |
- | | + | |
- | Why do you repeat my misprints?
| + | |
- | Your misprints.
| + | |
- | | + | |
- | Когда совсем непонятно, работала эвристика, повторяющая конец предложения.
| + | |
- | | + | |
- | Что видно даже на таких очень коротких примерах --- действительно, для того, чтобы получить такого рода ответы, можно использовать очень простые механизмы.
| + | |
- | | + | |
- | Появились программы другого типа --- программы-решатели задач в словесной формулировке. Это тема диплома лектора (решение простых арифм задач). Решались задачи на владение. Пример: «у одного мальчика 10 книг, у другого --- 4, сколько у них вместе?» Другой пример: «Сначала положилили 4 книги, потом 2. Сколько книг на столе? Если изначально не лежит книг, то будет 6» В дальнейшем оказалось, что используется механизм фреймов.
| + | |
- | | + | |
- | === Механизм фреймов ===
| + | |
- | Задача переводилась в такую структуру:
| + | |
- | {|
| + | |
- | |
| + | |
- | !Вопрос
| + | |
- | !Первое предложение
| + | |
- | !Второе предложение
| + | |
- | |
| + | |
- | |-
| + | |
- | !Место
| + | |
- | | -
| + | |
- | |чел
| + | |
- | |мол чел
| + | |
- | |-
| + | |
- | !Тип элементов
| + | |
- | |книга
| + | |
- | |книга
| + | |
- | |книга
| + | |
- | |-
| + | |
- | !Количество элементов
| + | |
- | |Q
| + | |
- | |10
| + | |
- | |10
| + | |
- | |-
| + | |
- | !Тип глагола
| + | |
- | |Ex
| + | |
- | |Ex
| + | |
- | |Ex
| + | |
- | |-
| + | |
- | !Время глагола
| + | |
- | |Настоящее
| + | |
- | |Настоящее
| + | |
- | |Настоящее
| + | |
- | |-
| + | |
- | !Dup
| + | |
- | |T
| + | |
- | |()
| + | |
- | |()
| + | |
- | |}
| + | |
- | | + | |
- | Ест. язык --- знаковая система социального уровня. Для того, чтобы включиться в общ. деятельность, челоек должен усвоить некотороый язык.
| + | |
- | | + | |
- | /* рассказ про фюрер и хольх после второй мировой */
| + | |
- | | + | |
- | Ранее говорили, что ЕЯ --- знаковая система. Чтобы это значило? Это мат. объект, который должен обладать рядом свойств. Первое --- свойство знаковости. Знаки позволяю заменять объекты. Второе свойство --- конвенциальность: установление связи знака с какими-то другими объектами не обязаны иметь причины.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Обеспечение постепенного роста детей рабочих и крестьян. Для этого дан справочник ГОСТ-специальнотей, и если отец профессор, а мать домохозяйка, то сын рабочего. Там были запойщика разные, и все они относились к народным профессиям, и был один выделенный --- забойщик кроликов.
| + | |
- | | + | |
- | Свойства:
| + | |
- | * Знаки должны быть дискретными
| + | |
- | * Производимость --- должна быть возможность знаки воспроизводить
| + | |
- | | + | |
- | проведём эксперимент, связанный с восприятием: прочитать мысленно макси-такси (ударение сначала на первые слоги, потом на вторые, потом правильно)
| + | |
- | | + | |
- | Знаков в языке довольно много, но знаки строятся из очень небольшого количества единиц, во всех языках их порядка 304- штук, это фонемы.
| + | |
- | | + | |
- | Если знаков много, а фонем мало, то имеет смысл сделать систему знаков иерахрической: морфемный, синтаксический, морфологический...
| + | |
- | | + | |
- | Связи знака с другими знаками языка --- синтаксис, синтаксические отношения. кроме того, знак связан с людьми, которые его произволдят или воспринимают --- прагматика. Знак поставлен в соотв. объекту --- сигматика. Знак сопоставлен психической моделью --- семантика. Посмотрим, все ли эти отношения будут реализованы: сигматич. отношение может не существовать. Семантика должна быть всегда.
| + | |
- | | + | |
- | Когда мы получаем сооющение, то это подразумевает, что мы должны выполнить некое действие.
| + | |
- | | + | |
- | Пример синтаксического отношения: отношения сининонимии.
| + | |
- | | + | |
- | Если есть предложение, в котором есть последовательность знаков (сущ., прил..) то это цепочка символов, между ними может быть, например, аттрибутивная связь.
| + | |
- | | + | |
- | Процесс использования языка будем называть речевой деятельностью. Результатом реевой деятельности является сообщение.
| + | |
- | | + | |
- | Пусть есть человек, есть язык. В языке есть единицы и правила, больше ничего нет. В результате применения правил к единицам можно рполучать сообщения и тексты.
| + | |
- | | + | |
- | В языке есть
| + | |
- | * фонема --- ещё не звуки
| + | |
- | * морфема --- это и ниже --- знак языка --- обладает 4 аспектами
| + | |
- | ** Корни. Порядка нескольких тысяч
| + | |
- | ** Аффиксы. Порядка неск. сотен. Соед гласная (между корнями) --- интерфикс. Есть такое интересное явление --- инфиксация (объект --- инфикс) --- внутрь корня влезает некий аффикс. Для совр. русского и европ. языков это не характерно, хотя, если рассмотреть историю... stand-stood, в нём инфикс n, грамматическое значение --- настоящее время. То же есть и в русском языке --- лечь --- лежу --- ленгу, что наводит на мысль о общем праязыке
| + | |
- | *:во всех естэ. языках примерно один. кол-во корней и аффыиксов.
| + | |
- | * Слова
| + | |
- | * Синтаксема
| + | |
- | | + | |
- | Естественный язык открытый, он постоянно изменяется.
| + | |
- | | + | |
- | ...
| + | |
- | | + | |
- | == Коллоквиум ==
| + | |
- | | + | |
- | На коллке студент может отказаться от от 3, если у него 3 и менее троек.
| + | |
- | От хорошо, если меньше или равно 8 четвёрок.
| + | |
- | От пяти отказаться нельзя. Два не ставят. Работы не возвращаются и не рецензируются.
| + | |
- | | + | |
- | Коллоквиум будет проходить 18 декабря в лвуз поточных аудиториях.
| + | |
- | | + | |
- | Через неделю после коллка результаты будут на сайте.
| + | |
- | | + | |
- | Через неделю будет список допущенных.
| + | |
- | | + | |
- | Если человек имеет право отказаться, то это будет выделено фоном.
| + | |
- | | + | |
- | Экзамен будет проводиться в один день. В 9 начнём, до 11. Работы проверяются сразу, конвейером.
| + | |
- | | + | |
- | Будет возможность посмотреть работы с неудовлетворительной оценкой, возможно, другие.
| + | |
- | | + | |
- | Как выглядит вариант: бывает от 8 до 10 вопросов и задачи. Половина вопросов теоретического характера.
| + | |
- | | + | |
- | Что бывает всегда и в этот раз:
| + | |
- | * Дайте определение термина
| + | |
- | * Задачи в порядке предъявления материала
| + | |
- | * Вопрос из области психологии (какой вклад внесли предст. гештальдт-психологии...)
| + | |
- | * Пара вопросов про лисп и пленнере. Как правило это задачи: либо написание простых программ,
| + | |
- | | + | |
- | Каждый вопрос оценивается по шкале 0-1-2-3, потом выводится дробь.
| + | |
- | | + | |
- | Примерные критерии оценки: допустим, 30 баллов (10 задач). Делим шкалу на 4, производим округления, первая четверть --- 2, вторая --- 3, ... .
| + | |
- | | + | |
- | * пятая задача --- дана конфигурация в игре 8. Преобразовать решение задачи. Решите поиском вширь. Пронумеруйте вершины в порядке построение. Покажите путь... Напишите решение...
| + | |
- | * Другие вопросы или задачи, связанные с решением задач. В чём суть альфа/бета отсечения? ...
| + | |
- | * Вопросы, относящиеся к разделу проблемы знаний. Предложите фрейм прототип, напишите фреймы-примеры, напишите правила продукции, нарисуйте семант. сеть
| + | |
- | * Про экспертные системы. Напишите цепочку вывода. Какие методы извлеч. знаний используются, в каких случаях целесообразно использовать ЭС, напишите задачи...
| + | |
- | * Естеств. язык. Дана фраза, нарисовать семант. сеть, записать фразу в видк фреймов. Что-то может быть по мотивам оставшейся лекции
| + | |
- | | + | |
- | Человеку выдаётся листочек с вариантом, 2---3 листа чистой бумаги, всё будет скреплено
| + | |
- | | + | |
- | При подсчёте баллов учитывается не только кол-во баллов, но и чтобы были захвачены все разделы.
| + | |
- | | + | |
- | На экзаменах нельзя пользоваться компьютерами, мобильными телефонами, более традиционными носителями информации, но будут отвечать на вопросу по поводу названий функции.
| + | |
- | | + | |
- | Вместо лиспа можно использовать схему.
| + | |
- | | + | |
- | {{Искусственный Интеллект}}
| + | |
- | {{Lection-stub}}
| + | |